Форумы-->Творчество--> 1|2
Автор | Теория стихосложение. |
В нашем многоуважаемом разделе форума, именуемом ТФ каждый третий, если не второй, поэт и стихотворец.
И это хорошо конечно и просто замечательно. Но многие даже просты правила стихосложения не знают, от сюда и множества негатива и прочего неприятного разговора. Многие новорожденные поэты не зная многого начинают, агрессивно вести себя и относится негативно на здравую критику.
Хочу сказать что здесь я разберу простые две основы стихотворения. Это не полный курс и не университет. Но новичкам и тем кто захочет писать стихи это будет все же полездно.
Сильно заграждать мозги умными фразами не буду. Да и делать этого не стоит, постараюсь как можно проще разъяснить некоторые азы. Кто захочет добавит что-то.
1. 1. На что собственно стоит обратить внимание так это рифма. И порой поразительно, что это слово знаю все, а смысл этого слова знают немногие.
Рифма — последовательное употребление слогов, имеющих сходное звучание, в конце строк стихотворения. По своей сути рифма, является сильным выразительным средством, с помощью которого делается акцент на ритмическом рисунке стиха.
Т.е. рифма в простом понимании это слова оканчивающиеся созвучно друг с другом. А именно с одинаковым окончанием.
Пример: Мишка – Шишка. (Банально но просто.)
Но в стихотворении, рифма должна быть созвучной в концах строк. Не думайте, что если в вашем восприятии в строках есть рифма, то и все видят ее.
Дабы показать наглядно, приведу пример на разборе четверостишья стихотворения А.С. Пушкина.
1. Я помню чудное мгновенье:
2. Передо мной явилась ты,
3. Как мимолетное виденье,
4. Как гений чистой красоты.
Как мы видим 1 строка рифмуется с 3, а 2 с 4. – Данная рифма называется перекрёстная но об этом позже.
Проще говоря следите за своими окончаниями в своих строках. | 2. 2.Не менее важная основа стихотворения есть Ритм.
Что бы определить Ритм своего стихотворения нужно определить его стихотворный размер.
Определяем стихотворный размер
В работе над любым сочинением, связанным с анализом поэтического текста, требуется проанализировать стихотворный размер. Почему это так важно? Потому, что в поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма - то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует.
Как мы определяем Размер:
1. Расставьте все ударения в своем стихотворении.
2. После расставления ударения строим схему вашего стихотворения. (Так как мне не удобно сделать схему так как я строю ее привычно обозначим ее так: - Без ударные гласные. + ударные глазные. )
3. Стоит отметить, что в схему мы заносим Только Гласные!
4. Приведу банальный пример:
Мой дядя самых честных правил
Когда не в шутку занемог
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог
Строю схему (По строчкам):
1. - + / - +/ - +/ - +/ -
2. - + /- +/ - -/ - +
3. - -/ - +/ - +/ - +/ -
4. - + /- +/ - -/ - +
Вы спросите и что ну разбил я на эти без ударные и ударные что дальше? Но стоит обратить внимание, что Схема ровная и повторяется. Т.е. ритм соблюден. Данное стихотворение двусложное.
Теперь о метрах быстро коротко и понятно:
Двусложные стихотворения имеют в себе только ЯМБ и ХОРЕЙ.
ЯМБ – Это когда ударение падает на второй слог. Т.е. - + (Все стихотворение показанное выше состоит из чистого ямба, если конечно так можно сказать.)
ХОРЕЙ – Когда ударение падает на первый слог. Т.е. + - (Пример:
Буря мглою небо кроет - ударение падает на первый слог - это хорей.)
Еще есть: Пиррихий и Спондей (Так для словарного запаса.)
Пиррихий – есть ни что иное как обычный пропуск ударения. Он нам виден в 3 и 2 строке. И изображается так - -
Спондей: Есть ни что иное как двойное ударение. Встречается очень редко. Изображается так. + +
Трехсложные стихотворения: Хоть они и на нашем ТФ редкое явление но все же замолвлю пару словечек.
Дактиль - Стопа трехсложная, ударение падает на первый слог. В форме схемы: + - -
Амфибрахий - Стопа трехсложная, ударение падает на второй слог. Схема: - + -
Анапест - Стопа трехсложная, ударение падает на третий слог . Схема: - - + | 3. Теперь разберем стандартные формулы стихотворений.
1. Смежная(Парная) – Это когда первая строка рифмуется с второй.
Пример:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой (А)
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;( А )
Засох и увял он от холода, зноя и горя ( В)
И вот наконец докатился до Чёрного моря. (В)
М. Лермонтов. «Листок»
Т.е. вы видите, что первая строка рифмуется чисто с второй, а третья чисто с четвертой.
2. Кольцевая(Опоясывающая) – Связывает первую и четвёртую строки.
Пример:
Нам не дано предугадать, ( А)
Как слово наше отзовётся,( B )
И нам сочувствие даётся, (B)
Как нам даётся благодать. (А )
Ф. Тютчев. «Нам не дано предугадать...»
3.Перекрестная - (самая распространённая) рифма объединяет в пары чётные и нечётные строки.
Пример:
Есть в осени первоначальной (А)
Короткая, но дивная пора – (В)
Весь день стоит как бы хрустальный,( А)
И лучезарны вечера. (В)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»
Буквы А и В обозначают какая строка с какой играет рифмой.
Это самые простые формы. Конечно их есть множество и более Сложнее, да и даже вы сами можете сделать свою форму стихосложения.
На последок хочу сказать: Что бы написать хорошее стихотворение следите за своими рифмами и ритмом. Все легко и просто. Если появится желание могу, рассказать и более тщательно.
Хотите научится писать. Читайте больше, могу посоветовать Пушкина, как самого простого поэта в стиле изложения. На нем очень легко учится. Хотите посмотреть как играет рифма, могу посоветовать почитать поэзию Трубадуров.
З.Ы.
Надеюсь кому-то поможет то, что я попытался изложить. Старался как можно проще. | С нетерпением жду новичков, которые воспользуются этими замечательными советами. Творческому форуму явно не хватает свежей крови. | Гык я помню нам на литературе такое объясняли в школе)))как давно это было | это все весьма интересно. Но по моему опыту начинающие поэты стихи пишут не глядя на ритм. | начинающие поэты стихи пишут не глядя на ритм.
я почитал творчество одного такого поэта...пришел в ужас | для Мракобежец:
Ты бы пример из своего чего нибудь привёл,а то что классики хорошо писали мы то знаем.Сочини своё что нибудь по этому типу и покажи,а мы посмотрим. | для -nekromunger-:
Если и что-то показывать и рассказывать то в пример нужно ставить не себя. А уже проверенных и признанных классиков. Свое творчество я выложу в другой теме. | Советы дельные, хорошие. Ещё бы грамматику с пунктуацией в тексте подрихтовать - вообще бы хорошо было. А то как-то эффект смазывается. :) | В стихотворениях, конечно, важна не рифма в первую очередь, а стихотворный размер. Многие люди его интуитивно чувствуют - чисто по слуху. Но многим слуха не дано, а выразить свои чувства хочется. Надо просто снисходительно к ним относится.
Ты бы пример из своего чего нибудь привёл
Мне на все классические размеры из своего привести? | для Мракобежец:
Если и что-то показывать и рассказывать то в пример нужно ставить не себя. А уже проверенных и признанных классиков. Свое творчество я выложу в другой теме.
Советовать может любой,другое дело показать на деле. то что классики хорошо писали мы знаем,на то они и классики.И ещё ты конечно написал всё правильно,с этими пунктами стих заиграет по новому.Но для меня самая важная составная часть в стихосложении это идея и сюжетная линия которые ты к сожалению ни в одном своём пункте не написал.В своём мозгу ты примерно должен знать,о чём ты будешь писать этакий эскиз,набросок.Без сюжета произведение может и будет играть,но это будет не читаемо.Это будет не стих,а тупо набросок рифм. | для -nekromunger-:
Даже при самых замечательных сюжете и идее стихотворение без ритма и с корявыми рифмами будет не стихотворение, а нечитаемое непонятно что. Если есть сюжет и идеи, но туго с ритмом и рифмами, то, может, в прозе попробовать? | для Lipatut:
Мне на все классические размеры из своего привести?
Ты шо своим мультом,что ли темку создал? | для -nekromunger-:
Ты шо своим мультом,что ли темку создал? Мракобежец на ТвФ давно, ничей он не мульт. | для jura-khan:
Ритм и рифму можно подкорректировать если не нравиться.А что бы подредактировать сюжет переписывать весь стих придётся. | для jura-khan:
Мракобежец на ТвФ давно, ничей он не мульт.
А с какого перепуга мне Липатут отвечает) | для -nekromunger-:
Хочет - и отвечает. :))) | для jura-khan:
Да ладно мне всё равно с какой он мне странички ответил,я не смотр и не админ мне пофиг) | для -nekromunger-:
Хм... Уважаемый если хотите я могу привести примеры из своего. Но они будут несколько некорректны к данной теме.
Давно я не был на ТФ и я ни чей не мульт.
А вот данную тему лучше рассматривать как совет а не поучение. |
1|2К списку тем
|